Наталья Звягина. #Исаакиевская: форпост оппозиции в Питере

Санкт-Петербург — вторая точка на карте страны, где белоленточное движение перешло от точечно-митинговой активности к перманентному захвату городского пространства. Правда, общего между кочующей по московским скверам умеренно политизированной тусовкой и питерским стоянием у Исаакиевского собора чрезвычайно мало.

Начнем с того, что для Москвы ночующая на улице в центре молодежь — шок и невероятный культурный прорыв, в Питере же к неформалам и людям, оккупировавшим лавочки и газоны у памятников архитектуры, все привыкли. Днем — это живой элемент культурного облика северной столицы, ночью — это суровая необходимость, оправданная невозможностью попасть домой на петроградскую сторону из-за развода мостов. Пожалуй, самое важное достижение питерских борцов с Путиным — двухнедельное удержание политического центра: напротив — мэрия, поблизости еще несколько государственных учреждений. Для столицы протесты с видом на здания, где принимаются решения, — это все еще недостижимая высота.

Но питерские чиновники отнюдь не бегут к протестующим с объятиями, напротив, они аккуратно и методично препятствуют им удерживать визуальную власть над площадкой. Подосланная уборщица попросила снять с деревьев белые ленточки, которые «мешают зелени расти», скоро дойдет дело и до белых шариков, деньги на пополнение запаса которых уже кто-то похитил. Значимо и то, что вокруг Исаакиевской площади нет, ставших мемом в Москве, жителей соседних домов. Называть простыми жителями постояльцев «Англетера» и «Астории», наблюдающих в полуобнаженном виде за вечерними ассамблеями из окон номеров, кощунство.

К слову, майские ночи в Питере хоть и короткие, но с пронизывающим ледяным ветром с Невы и сыростью, тянущей с омывающей площадь Мойки. Жить здесь под открытым небом — испытание, которое выдерживают немногие. На последней ассамблее от завсегдатаев — осипших нимф и валькирий — поступил запрос на «мужчин», которые помогли бы оборонять лагерь от провокаторов и алкоголиков.

Постоянно тусующихся на #Исаакиевской значительно меньше, чем в Москве: от 15 до 50 человек. На контрольную прогулку в воскресенье вышло около тысячи. Важнее, что это другие люди — хипстеры, конечно, — заглядывают, но не задерживаются надолго и не выглядят большинством даже в выходные. Сообщество Исаакиевской гораздо более маргинально, чем мажористо: это панкообразные умеренные националисты, которые ведут хозяйство лагеря, соседствуя с гораздо менее идейно и организационно сплоченными анархистами, демократами и левыми. Если приглядеться внимательнее — представители экзотических политических групп и есть основная сила, удерживающая оккупай в обоих городах. Пока тусовка играет в мяч или рассматривает картины, именно они выстраивают прямую демократию, ведут политические дискуссии, ищут новых сторонников. Неопределившиеся приходят в основном с предложениями о помощи и поддержке: с авоськами яблок, пакетами с гамбургерами и взносами в казну лагеря. Впрочем, возмущение новых рассерженных горожан заметно на ассамблеях, что важнее всего.

Ассамблеи на #Исаакиевской больше похожи на модифицированные заседания оргкомитетов зимних митингов, тюнингованные специальными жестами, позволяющими давать групповую обратную связь: знаки согласия, блокирования нарушающего правила или оскорбляющего и т.д. Живой микрофон не нужен — все и так слышно, пока народу немного. Невмешательство полиции, которая в столице обеспечивает ротацию лидеров своевременными задержаниями, привело к тому, что лагерь на Исаакиевской имеет очевидного лидера — Ольгу Курносову, рыжеволосую женщину в белом, закутанную в зеленый плед. К ней, а не к формальным людям с бейджиками орг. группы, отсылают простые участники Оккупая за согласованием мероприятий, проводимых в рамках лагеря; к ее мнению апеллируют в спорах на Ассамблее. Она же ввела моду на выделяющий питерский протест жанр совместного интеллектуального времяпрепровождения — дебаты, типа панельная дискуссия: «анархисты vs нацики», «христианские демократы и просто демократы»…

Стандартного просветительского формата — лекции и семинары — на питерском Оккупае существенно меньше, чем в Москве, где институционализировалась #Белая школа. Говорят, проблема с желающими выступать, хотя есть и аудитория, и даже запрос на темы для обсуждений, которые за две недели круглосуточного сидения в довольно узком коллективе поисчерпались. Кстати, это отличный повод наладить обмен кадрами между двумя столицами и другими регионами. Скромная делегация в три студентки из Москвы способна изменить настроение, баланс сил и боевой дух лагеря — проверено;-).

Питерский Оккупай возник как ответ на полицейскую жестокость 6 и 7 мая. Он проводится в поддержку московскому, куда направляют делегации за новостями и опытом. Принимая решения на ассамблее или без, питерские оппозиционеры задаются вопросом: «а как это в столице?». И все же, это вполне самостоятельное и самобытное явление, достопримечательность, достойная специального визита в столицу российских революций. Тем более, что подобные лагеря в разных городах создают уникальные условия для политической мобильности, позволяя активистам не думать о том, где переночевать.

P.S. Cегодня лагерь перешел в сквер у Адмиралтейства, поскольку питерские власти все же переняли Московский опыт и объявили о закрытии Исаакиевской площади на реконструкцию. Борьба продолжается!